Содержание материала

Родители меньше всего прощаютсвоим детям те пороки, которые онисами им привили.

Ф. Шиллер

Привычкиродителей = привычки детей

Наверное, многие из вас слышали очень древнюю и мудрую поговорку: "Посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешьхарактер, посеешь характер - пожнешь судьбу". Именно поэтому очень важно уже в дошкольном возрастеобращать внимание на поступки и привычки наших детей.

Часто после того, как ребенкуисполнилось три года, родители начинают замечать, что в поведении, высказыванияхих малышей появляются такие элементы, за которые родителям остается толькокраснеть. И все вокруг только удивляются, где ребенок такое мог увидеть илиуслышать? В случае если малыш посещает детские учреждения или часто играет сдетьми на улице, то родители полагают, что все негативные моменты поведенияявляются результатом влияния окружающих. Ну а если ребенок еще не умеетговорить, то такое поведение обычно объясняется родителями наследственностью,причем конечно не со своей стороны...

С точки зрения воспитания взрослыйчеловек, а особенно родители для малыша являются наиболееавторитетным источником, который дает пример для подражания в различныхситуациях. Но так как ребенок ещене способен анализировать поступки с моральной точки зрения: хорошо или плохо,он копируетабсолютно все, чаще даже не осознаваяэто. Психологами давно доказано, что воспитание и научение через наблюдениеявляются одним из эффективных способов формирования поведения. В первые пять лет жизни ребенкапроисходит постоянное накопление навыков поведения в различных ситуациях, и большая часть этих навыков формируется посредством наблюдения заповедением взрослых, а в частности родителей. Именно поэтому важно в первую очередь обращатьвнимание на свои привычки, поступки, разговоры, а затем уже рассуждать, почемуребенок поступает так, а не иначе.

Чаще всего родители жалуются на такойнедостаток в поведении ребенка как незаконченное действие, например, ребенок взял игрушку, поиграл, а убратьзабыл, оставил там, где играл, то есть он не завершил действие начатое сигрушкой. Умение убирать за собой -элементарный двигательный акт, его выработать достаточно легко, если приучатьмалыша всегда и неукоснительно выполнять данную манипуляцию. Но если систематически забывать про это, то ребенкув дальнейшем трудно будет вообще довести любое начатое дело до логическогозавершения, таким образом, будут формироваться такие качества какбезответственность, безынициативность, и в дальнейшем данные характеристикимогут стать доминирующими чертами личности.

Для того чтоб сформировать у ребенка привычкузавершать начатое дело, достаточно выполнять следующие рекомендации:

- у каждой вещи в доме должно бытьстрого определенное место, свой домик для машинок, карандашиков, книжек и т.д.

- ваш личный пример, если ребенок видит,как вы приходите с работы и от усталости бросаете обувь в коридоре, одежду накресло, при этом говоря малышу, что это очень плохо и так делать не следует, тов таком случае дошкольнику ничего не остается, как запомнить именно такуюманеру поведения. И не стоит потом удивляться, если ребенок будет прибегать ктаким же отговоркам. В данном возрасте реальная действительность воздействуетна ребенка намного сильнее слов.

Запомните, что поведениеребенка в первую очередь отражение вашего поведения.

То же самое касается и научения ребенкадругим навыкам, например, говорить вежливые слова, умение говорить тихо, а некричать. Ребенок на данном этапе развития работает как ваше зеркало. Еслиребенок в садике демонстрирует нежелательное поведение, не стоит тут же винитьвоспитателей, а стоит задуматься, когда и как дошкольник это мог заметить в первуюочередь за мной, потому что для малыша именно вы являетесь образцом и идеаломповедения. Прививайте с раннего детства своему ребенку те качества, которыехотели бы в нем видеть, и тогда в дальнейшем у вас с наименьшей вероятностьювозникнут проблемы поведенческого характера.

В дошкольном возрасте невозможна коррекциянежелательного поведения без действенного примера значимого для него взрослого. Важно, чтобы в вашей семье, не только мама и папа,но и бабушки, дедушки и другие родственники подавали ребенку однотипный примерповедения, иначе ребенок выберет наиболее легкий и удобный для себя стиль.Пример в поведении, поступке, разговоре всегда остается в подсознании ребенка,и именно на основе этих знаний строится дальнейшая жизнь вашего малыша, егоспособы взаимодействия с другими людьми, в подобной ситуации ребенок с большейвероятностью будет поступать именно так, как вы проступаете сейчас.

О значении родительского примера длявоспитания детей говорил в свое время и Александр Дюма: «Мать может надеяться набеспрекословное послушание дочери лишь в том случае, если она неизменно служитей примером благоразумия и образцом совершенства». Эти же словаприменимы к любому взрослому, который значим для ребенка. Важно, чтобы выпомнили, что дошкольник как губка впитывает все, что видит, слышит, чувствует:и хорошее, и плохое.

Наследственностьобуславливает лишь темперамент, тип высшей нервной деятельности, а навыки,привычки, характер формирует окружающая среда. Поэтому главными творцамиличности ребенка в первую очередь являются его родственники – папы, мамы, бабушкии дедушки. Их привычки = привычки их детей.

Педагог– психолог: Л.Г. Барсегян