Содержание материала

 

Барсегян Лусине Георгиевна,29.04.1986г.р.,

 

педагог-психолог

Образование: Высшее. В 2008г. окончила Армянский государственныйпедагогический университет имени Х. Абовяна по специальности «Дошкольнаяпедагогика и психология», присвоена квалификация «Педагог и психолог дошкольныхучреждений, воспитатель со знанием английского языка».

Опыт работы: 1.2010 – 2016г. педагог – психолог в МБДОУ №8 г. Липецка.

2. С 1 сентября 2016г. педагог – психолог МДОУ«ДСКВ №12» п. Романовка.

Квалификационнаякатегория: первая

Достижения.

Участие в работе конференций, семинаров и мастер классов:

1. Активнопринимала участия в практических семинарах: «Сказочная песочная терапия», «Хромотерапия (терапия цветом) в работепедагога-психолога ДОУ», «Инновационная психологическая система Аттитюд-Психометр»,

2. В 2015г. в ГАУ ДПО ЛО «ИРО» выступлениена областном семинаре для педагогов – психологов дошкольных учреждений по теме «Презентация диагностическогоинструментария в рамках мониторинга ценностных ориентиров детей по ФГОС ДО (длядетей 3-4 лет)».

Участие в профессиональных конкурсах:

1. В 2014г. в ГАУДПОЛО «ИРО» принялаучастие в областном конкурсе эссе молодыхпедагогов (Диплом)

2. В 2015г. приняла участие в областном конкурсе«Педагог-психолог -2015» и вошла в лучшую пятёрку по Липецкой области. Диплом лауреата«За стойкость и оптимизм в работе».

3. В апреле 2015г. в Департаменте образованияадминистрации г. Липецка приняла участие в конкурсе «Фестиваль методическихидей педагогов дошкольного образования» с программой «Сияние радуги» и заняла IIIместо в номинации «Лучшая авторская образовательная программа». Диплом

Награды, благодарности:

1. 20 ноября 2015г.благодарственное письмо от имени ректора ГАУ ДПО ЛО «ИРО» за активное участие вработе творческой группы по разработке диагностического инструментария длядетей 3-4 лет.

2. В 2016г. Почетнаяграмота Департамента образования администрации г.Липецка «За достигнутые успехив организации и совершенствовании учебного и воспитательного процессов,формировании культурного и нравственного развития личности дошкольников».

Благодарственные письма от родителей и администраций ДОУ.

 


 

Большинство родителей резонно полагают, что слово «психолог» образуется от слова «псих». Из чего далее делают совершенно неверный вывод о том, что если с
их ребенком в саду работает психолог, то их сын или дочь психически
ненормальные. На этом основании некоторые мамы вообще стараются избегать общения с садовским психологом. А уж если малыш попадает на коррекционные
занятия, то родители - сторонники этого взгляда - порой даже скандалят или
просто просят прекратить занятия ребенка с психологом. Чтобы развеять этот миф,
подчеркну, что психолог в саду работает с НОРМАЛЬНЫМИ детьми и их индивидуальными ОСОБЕННОСТЯМИ, а не отклонениями.

 

Другое, не менее распространенное и тоже ошибочное мнение: психолог,
психоневролог, невропатолог, дефектолог и нейропсихолог - это все одно и то же.
То есть врачи, которые работают с отклонениями в психике, с ее дефектами. На основании этой точки зрения родители требуют от психолога невозможного.
Обратите внимание на сочетание слов: педагог-психолог. В первую очередь
педагог. Это сообщает мамам и папам о том, что данный специалист не врач. Он может только предположить диагноз и направить ребенка к соответствующему специалисту. Поставить диагноз и тем более работать с ним он не может и не
имеет права.

Таким образом, в детском саду педагог-психолог присутствует в первую
очередь для того, чтобы всеми сторонами «соблюдались интересы ребенка». Его труд, как правило, не очевиден родителю, но малышу он, поверьте, необходим.


 

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период.

Адаптация – от латинского «приспособляю» - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом.

Приспособление организма к новым условиям социального существования, к новому режиму сопровождается изменениями поведенческих реакций расстройством сна, аппетита. Наиболее сложная перестройка организма происходит в начальные период адаптации, который может затянуться и перейти в дезадаптацию, что в приведет к нарушению здоровья, поведения, психики ребенка.

Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма.

Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходим постепенный переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение.

 

Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода

1. Возраст.

2. Состояние здоровья

3. Уровень развития.

4. Умение общаться со взрослыми и сверстниками.

5. Сформированность предметной и игровой деятельности.

6. Приближенность домашнего режима к режиму детского сада.

 

Как родители могут помочь своему ребенку в период адаптации к ДОУ

1. По возможности расширять круг общения ребенка, помочь ему преодолеть страх перед незнакомыми людьми, обращать внимание ребенка на действия и поведение по сторонних людей, высказывать положительное отношение к ним.

2. Помочь ребенку разобраться в игрушках: использовать сюжетный показ, совместные действия, вовлекать ребенка в игру.

3. Развивать подражательность в действиях: «полетаем, как воробушки, попрыгаем как зайчики».

4. Учить обращаться к другому человеку, делиться игрушкой, жалеть плачущего.

5. Не высказывать сожаления о том, что приходится отдавать ребенка в дошкольное учреждение. Некоторые родители видят, ребенок недостаточно самостоятелен в группе, например, не приучен к горшку. Они пугаются и перестают водить в детский сад. Это происходит оттого, что взрослые не готовы оторвать ребенка от себя.

6. Приучать к самообслуживанию, поощрять попытки самостоятельных действий.

К моменту поступления в детский сад ребенок должен уметь;

- самостоятельно садиться на стул;

- самостоятельно пить из чашки;

- пользоваться ложкой;

- активно участвовать в одевании, умывании.

Наглядным примером выступают, прежде всего, сами родители.

Требования к ребенку должны быть последовательны и доступны.

Тон, которым сообщается требование, выбирайте дружественно-разъяснительный, а не повелительный.

Если ребенок не желает выполнять просьбы, вызвал у вас отрицательное переживания, сообщите ему о своих чувствах: мне не нравится, когда дети хнычут; я огорчена; мне трудно.

Нужно соразмерять собственные ожидания с индивидуальными возможностями ребенка.

Важно также постоянно поощрять ребенка, давать положительную оценку хотя бы за попытку выполнения просьбы.

Планируйте свое время так, чтобы в первые 2-4 недели посещения ребенка детского сада у вас была возможность не оставлять его на целый день. А в первые дни вам необходимо находиться рядом с телефоном и недалеко от территории детского сада.

В период адаптации важно предупреждать возможность утомления или перевозбуждения, необходимо поддерживать уравновешенное поведение детей.

Для этого не посещайте людные места, не принимайте дома шумные компании, не перегружайте ребенка новой информацией, поддерживайте дома спокойную обстановку.

Поскольку при переходе к новому укладу жизни у ребенка меняется все: режим, окружающие взрослые, дети, обстановка, пища – очень хотелось бы, чтобы воспитатели к моменту прихода нового ребенка в группу знали как можно больше о его привычках и старались по возможности создать хоть некоторые условия, схожие с домашними (например, посидеть с ребенком перед сном на кровати, попросить убрать игрушки, предложить поиграть в лото.)

Скорее всего, ваш ребенок прекрасно справится с изменениями в жизни. Задача родителей-быть спокойными, терпеливыми, внимательными и заботливыми. Радоваться при встрече с ребенком, говорить приветливые фразы: я по тебе соскучилась; мне хорошо с тобой. Обнимайте ребенка как можно чаще.

Условия уверенности и спокойствия ребенка – это систематичность, ритмичность и повторяемость его жизни, т. е, четкое соблюдение режима.

Причины тяжелой адаптации к условиям ДОУ

1. Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада.

2. Наличие у ребенка своеобразных привычек.

3. Неумение занять себя игрушкой.

4. Несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков.

5. Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми. Взрослым необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении. Им свойстенно быстро заражаться сильными как положительными, так и отрицательными эмоциями взрослых и всерстников, подражать их действиям. Эти особенности и должны использоваться вами при подготовке ребенка в детский сад.

Очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в детском саду ребенок приобрел при поддержке близкого человека.

 

Как родители могут помочь своему ребенку в период адаптации к ДОУ

1. По возможности расширять круг общения ребенка, помочь ему преодолеть страх перед незнакомыми людьми, обращать внимание ребенка на действия и поведение по сторонних людей, высказывать положительное отношение к ним.

2. Помочь ребенку разобраться в игрушках: использовать сюжетный показ, совместные действия, вовлекать ребенка в игру.

3. Развивать подражательность в действиях: «полетаем, как воробушки, попрыгаем как зайчики».

4. Учить обращаться к другому человеку, делиться игрушкой, жалеть плачущего.

5. Не высказывать сожаления о том, что приходится отдавать ребенка в дошкольное учреждение. Некоторые родители видят, ребенок недостаточно самостоятелен в группе, например, не приучен к горшку. Они пугаются и перестают водить в детский сад. Это происходит оттого, что взрослые не готовы оторвать ребенка от себя.

6. Приучать к самообслуживанию, поощрять попытки самостоятельных действий.

К моменту поступления в детский сад ребенок должен уметь;

- самостоятельно садиться на стул;

- самостоятельно пить из чашки;

- пользоваться ложкой;

- активно участвовать в одевании, умывании.

Наглядным примером выступают, прежде всего, сами родители.

Требования к ребенку должны быть последовательны и доступны.

Тон, которым сообщается требование, выбирайте дружественно-разъяснительный, а не повелительный.

 

Что делать, если ребенок плачет при расставании с родителями

1. Рассказывайте ребенку, что ждет его в детском саду.

2. Будьте спокойны, не проявляйте перед ребенком своего беспокойства.

3. Дайте ребенку с собой любимую игрушку или какой-то домашний предмет.

4. Принесите в группу свою фотографию.

5. Придумайте и отрепетируйте несколько разных способов прощания (например, воздушный поцелуй, поглаживание по спинке.)

6. Будьте внимательны к ребенку, когда забираете его из детского сада.

7. После детского сада погуляйте с ребенком в парке, на детской площадке. Дайте ребенку возможность поиграть в подвижные игры.

8. Устройте семейный праздник вечером.

9. Демонстрируйте ребенку свою любовь и заботу.

10. Будьте терпеливы.

 

Что делать, если…

Что делать, если ребенок начал ходить в детский сад

1. Установите тесный контакт с работниками детского сада

2. Приучайте ребенка к детскому саду постепенно.

3. Не оставляйте ребенка в саду более чем на 8 часов.

4. Сообщите воспитателям о привычках и склонностях ребенка.

5. С 4-го по 10-й день лучше сделать перерыв в посещении детского сада.

6. Поддерживать дома спокойную обстановку.

7. Не перегружайте ребенка новой информацией.

8. Будьте внимательны к ребенку, заботливы и терпеливы.


Что делать, если ребенок плачет при расставании с родителями

1. Рассказывайте ребенку, что ждет его в детском саду.

2. Будьте спокойны, не проявляйте перед ребенком своего беспокойства.

3. Дайте ребенку с собой любимую игрушку или какой-то домашний предмет.

4. Принесите в группу свою фотографию.

5. Придумайте и отрепетируйте несколько разных способов прощания (например, воздушный поцелуй, поглаживание по спинке.)

6. Будьте внимательны к ребенку, когда забираете его из детского сада.

7. После детского сада погуляйте с ребенком в парке, на детской площадке. Дайте ребенку возможность поиграть в подвижные игры.

8. Устройте семейный праздник вечером.

9. Демонстрируйте ребенку свою любовь и заботу.

10. Будьте терпеливы.

 

Что делать, если ребенок не хочет идти спать

1. Замечайте первые признаки переутомления (капризничает, трет глаза, зевает.)

2. Переключайте ребенка на спокойные игры (например, совместное рисование, сочинение историй), попросите ребенка говорить шепотом, чтобы не разбудить игрушки.

3. Во время вечернего туалета дайте ребенку возможность поиграть с водой.

4. Оставайтесь спокойным, не впадайте в ярость от непослушания ребенка.

5. Погладьте ребенка перед сном, сделайте ему массаж.

6. Спойте ребенку песенку.

7. Пообщайтесь с ребенком, поговорите с ним, почитайте книгу.

 

Что делать, если ребенок не хочет убирать за собой игрушки

1. Твердо решите для себя, необходимо ли это.

2. Будьте примером для ребенка, убирайте за собой вещи.

3. Убирайте игрушки вместе.

4. Убирая игрушки, разговаривайте с ребенком, объясняя ему смысл происходящего.

5. Формулируйте просьбу убрать игрушки доброжелательно. Не приказывайте.

6. Сделайте уборку игрушек ритуалом перед укладыванием ребенка спать.

7. Учитывайте возраст и возможности ребенка.


 

В любом возрасте мылюбим сказки за их теплоту и душевность. Они полны мудрости и вдохновения. Аэтих вещей, как мы знаем, много не бывает.

happy

Притча о том, как научить детей быть счастливыми

Однажды шел по дорогестарый мудрый человек, разглядывал природу и любовался весенними яркимикрасками. Тут он увидел мужчину, который нес на плечах необъятно огромный груз.Было заметно, как у него от такой тяжести подкашиваются ноги.

- Почему ты обрекаешь себя на такой тяжкийтруд и страдания? – спросил старик.

- Я страдаю для того, чтобы мои внуки и детибыли счастливыми, - ответил бедолага. - Мой прадед обрекал себя на тяжкий трудради деда, дед - ради отца, отец - ради меня, а я буду страдать ради счастьямоих детей.

- А кто-то в вашей семье был счастливым? -поинтересовался мудрый собеседник.

- Пока ещё нет, но дети и внуки навернякастанут счастливыми! - мечтательно воскликнул мужчина.

- К сожалению, неграмотный не может научитьчитать, а крот никогда не воспитает орла! - вздохнул старый мудрый человек. -Сперва нужно научиться самому быть счастливым, только тогда ты сможешь научитьдетей счастью. Это и будет твой самый ценный подарок.

 


Родители меньше всего прощаютсвоим детям те пороки, которые онисами им привили.

Ф. Шиллер

Привычкиродителей = привычки детей

Наверное, многие из вас слышали очень древнюю и мудрую поговорку: "Посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешьхарактер, посеешь характер - пожнешь судьбу". Именно поэтому очень важно уже в дошкольном возрастеобращать внимание на поступки и привычки наших детей.

Часто после того, как ребенкуисполнилось три года, родители начинают замечать, что в поведении, высказыванияхих малышей появляются такие элементы, за которые родителям остается толькокраснеть. И все вокруг только удивляются, где ребенок такое мог увидеть илиуслышать? В случае если малыш посещает детские учреждения или часто играет сдетьми на улице, то родители полагают, что все негативные моменты поведенияявляются результатом влияния окружающих. Ну а если ребенок еще не умеетговорить, то такое поведение обычно объясняется родителями наследственностью,причем конечно не со своей стороны...

С точки зрения воспитания взрослыйчеловек, а особенно родители для малыша являются наиболееавторитетным источником, который дает пример для подражания в различныхситуациях. Но так как ребенок ещене способен анализировать поступки с моральной точки зрения: хорошо или плохо,он копируетабсолютно все, чаще даже не осознаваяэто. Психологами давно доказано, что воспитание и научение через наблюдениеявляются одним из эффективных способов формирования поведения. В первые пять лет жизни ребенкапроисходит постоянное накопление навыков поведения в различных ситуациях, и большая часть этих навыков формируется посредством наблюдения заповедением взрослых, а в частности родителей. Именно поэтому важно в первую очередь обращатьвнимание на свои привычки, поступки, разговоры, а затем уже рассуждать, почемуребенок поступает так, а не иначе.

Чаще всего родители жалуются на такойнедостаток в поведении ребенка как незаконченное действие, например, ребенок взял игрушку, поиграл, а убратьзабыл, оставил там, где играл, то есть он не завершил действие начатое сигрушкой. Умение убирать за собой -элементарный двигательный акт, его выработать достаточно легко, если приучатьмалыша всегда и неукоснительно выполнять данную манипуляцию. Но если систематически забывать про это, то ребенкув дальнейшем трудно будет вообще довести любое начатое дело до логическогозавершения, таким образом, будут формироваться такие качества какбезответственность, безынициативность, и в дальнейшем данные характеристикимогут стать доминирующими чертами личности.

Для того чтоб сформировать у ребенка привычкузавершать начатое дело, достаточно выполнять следующие рекомендации:

- у каждой вещи в доме должно бытьстрого определенное место, свой домик для машинок, карандашиков, книжек и т.д.

- ваш личный пример, если ребенок видит,как вы приходите с работы и от усталости бросаете обувь в коридоре, одежду накресло, при этом говоря малышу, что это очень плохо и так делать не следует, тов таком случае дошкольнику ничего не остается, как запомнить именно такуюманеру поведения. И не стоит потом удивляться, если ребенок будет прибегать ктаким же отговоркам. В данном возрасте реальная действительность воздействуетна ребенка намного сильнее слов.

Запомните, что поведениеребенка в первую очередь отражение вашего поведения.

То же самое касается и научения ребенкадругим навыкам, например, говорить вежливые слова, умение говорить тихо, а некричать. Ребенок на данном этапе развития работает как ваше зеркало. Еслиребенок в садике демонстрирует нежелательное поведение, не стоит тут же винитьвоспитателей, а стоит задуматься, когда и как дошкольник это мог заметить в первуюочередь за мной, потому что для малыша именно вы являетесь образцом и идеаломповедения. Прививайте с раннего детства своему ребенку те качества, которыехотели бы в нем видеть, и тогда в дальнейшем у вас с наименьшей вероятностьювозникнут проблемы поведенческого характера.

В дошкольном возрасте невозможна коррекциянежелательного поведения без действенного примера значимого для него взрослого. Важно, чтобы в вашей семье, не только мама и папа,но и бабушки, дедушки и другие родственники подавали ребенку однотипный примерповедения, иначе ребенок выберет наиболее легкий и удобный для себя стиль.Пример в поведении, поступке, разговоре всегда остается в подсознании ребенка,и именно на основе этих знаний строится дальнейшая жизнь вашего малыша, егоспособы взаимодействия с другими людьми, в подобной ситуации ребенок с большейвероятностью будет поступать именно так, как вы проступаете сейчас.

О значении родительского примера длявоспитания детей говорил в свое время и Александр Дюма: «Мать может надеяться набеспрекословное послушание дочери лишь в том случае, если она неизменно служитей примером благоразумия и образцом совершенства». Эти же словаприменимы к любому взрослому, который значим для ребенка. Важно, чтобы выпомнили, что дошкольник как губка впитывает все, что видит, слышит, чувствует:и хорошее, и плохое.

Наследственностьобуславливает лишь темперамент, тип высшей нервной деятельности, а навыки,привычки, характер формирует окружающая среда. Поэтому главными творцамиличности ребенка в первую очередь являются его родственники – папы, мамы, бабушкии дедушки. Их привычки = привычки их детей.

Педагог– психолог: Л.Г. Барсегян


 

Если Вы заметили, что Ваш ребенок стал предпочитать какое-то определенное сочетание цветов в своих рисунках, игрушках и даже одежде, то следует обратить на это внимание. Дети очень рано начинают «чувствовать» цвет и подбирать его по своему настроению и мироощущению.

Красный. Дети, которые любят красный цвет, гиперактивны, легко возбудимы, непоседливы, часто ломают игрушки. Для этих детей интересы настоящего намного важнее возможных будущих перспектив. В рисунках красный цвет говорит о силе воли, эксцентричности, направленности вовне, агрессии, повышенной активности.

Оранжевый. «Оранжевые» дети также легко возбудимы, как и «красные», любят веселиться, шалить, кричать.

Желтый. Дети, предпочитающие желтый цвет - это мечтатели и фантазеры, любители сказок и шуток. Обладают хорошим воображением, любят играть абстрактными игрушками, видят мир в оптимистичных тонах. Желтый цвет говорит о положительных эмоциях, непосредственности, любознательности, оптимизме.

Зеленый. Дети, которые предпочитают зелёный цвет, уравновешенны, независимы, настойчивы, упрямы. Могут чувствовать себя заброшенными и очень нуждаться в родительской любви, поддержке и безопасности. Возможно, не хватает любви и умиротворенности. Зеленый цвет для него — цвет спокойствия и безопасности, к которым он стремится. В будущем такой ребенок может вырасти консервативным, поэтому следует развивать в нем открытость, творчество.

Синий. Дети, которые предпочитают синий цвет, являются полной противоположностью «красным». Они спокойны, сконцентрированы и уравновешены, делают все, не торопясь, любят размышлять. Возможно сосредоточенны на внутренних проблемах. Синий цвет может сигнализировать о том, что ребенку в данный момент необходимо снять внутреннее напряжение. Ребенку не скучно одному, ведь он любит рассуждать. Дружбе он отдается целиком, потому что предпочитает отдавать, а не получать. Однако следует учитывать одно «но». Порой дети выбирают синий цвет не потому, что спокойны, а потому что хотят успокоиться. А иногда он несет гендерный характер, «Люблю синий, потому что я мальчик».

Фиолетовый. Ребенок, отдающий предпочтение фиолетовому цвету, обладает богатым внутренним миром, артистичен, чувствителен. Такого ребенка очень легко ранить, поэтому он больше других нуждается в поддержке. Ребенок обладает фантазией, интуицией, эмоциональной и интеллектуальной незрелостью (дети часто отдают предпочтение этому цвету).

Розовый. Если ребенок любит розовый цвет, то это означает, что он нуждается в постоянной поддержке и очень зависим от окружающих. «Розовые» дети очень нежные и робкие натуры. Он тоже несет гендерный характер «Люблю розовый, потому что я девочка».

Коричневый. В коричневом цвете ребенок ищет уюта, надежности, комфорта. Медлительны. Поэтому если ребенок выбрал коричневый цвет, то возможно он ощущает какой-то дискомфорт: проблемы со здоровьем, в семейных взаимоотношениях, пережитая драма, отрицательные эмоции.

Черный. Этот цвет дети предпочитают редко, но если ребенок выбрал из всех цветов именно черный, то это может свидетельствовать о рано созревшей сложной психике или может быть последствием стресса, который перевернул жизнь ребенка. Черный может сигнализировать о упадническом настроении, подавленности, негативе. Черный цвет, особенно в рисунке это — протест, разрушение, настоятельная потребность в изменениях, смене атмосферы.

Серый. Серый цвет символизирует рутину и беспросветность. Ребенок, выбирающий серый цвет, обычно очень тихий, несмелый, замкнутый. Этот цвет говорит о безразличие, отстраненности, желании уйти, не замечать того, что тревожит.

Уважаемые родители!!! Данный материал поможет определиться, как лучше себя вести с ребенком, и найти с ним общий язык. Нужно совсем немного, чтобы помочь ребенку вырасти полноценной и счастливой личностью. Удачи Вам!!!